История предприятия

АО «Черкасский автобус» сформирован на базе и является правопреемником Черкасского авторемонтного завода («ЧАРЗ»).

Строительство Черкасского авторемонтного завода было начато в феврале 1964 года, как базы для проведения капитального ремонта автобусов ПАЗ-652 с проектной мощностью 1500 единиц в год. В декабре 1966 г. Государственная комиссия приняла завод в эксплуатацию. В 1972 г. «ЧАРЗ» вышел на полную проектную мощность и вплоть до прекращения ремонтных работ в 1993 г.на нем было отремонтировано 25115 автобусов Подтверждением высокого профессионального уровня и квалификации специалистов предприятия стал тот факт, что в 1972 г. на заводе был построен новый цех по выпуску изделий для военно-промышленного комплекса. До 1993 г. было выпущено 1235 единиц изделий.В 1992 г., в связи с изменением ситуации на рынке, на заводе было налажено производство прицепов для легковых автомобилей, а также освоена технология переоборудования автомобилей ИЖ-2715 под грузопассажирский вариант. С 1994 г. согласно Указу Президента Украины от 15.06.1993 г.была начата приватизация предприятия, которая завершилась 14 августа. На базе «ЧАРЗ» было создано открытое акционерное общество "Черкасский авторемонтный завод».

Приватизация ознаменовала собой начало масштабной реорганизации производства и расширения ассортимента выпускаемой продукции. В 1996г.был освоен выпуск микроавтобуса на базе автомобиля «Газель», а также методика переоборудования цельнометаллического автомобиля под микроавтобус на 12 мест и грузовой вариант на 5-7 мест. Поступила в производство аварийная мобильная мастерская, на базе шасси автомобиля КрАЗ-260м.Мастерская предназначалась для транспортировки ремонтной бригады и необходимого оборудования к месту аварии, а также проведения в полевых условиях ремонтных работ магистральных газопроводов - в любое время суток при температуре от (- 40) к (+ 50) градусов Цельсия.

В 1998г.начался новый этап в развитии завода, который связан с подготовкой к выпуску принципиально новой продукции: малого городского автобуса А-091 «Богдан».В этот период был сделан капитальный ремонт цехов, перепланировка технологического процесса, изготовление не стандартизированного оборудования, приобретение и монтаж нового оборудования, обучен персонал для изготовления новой продукции.

В 1999 году на заводе начато производство городских автобусов. Разработку принципиально нового для Украины малого автобуса А-091 было проведено ОАО "Укравтобуспром" по заданию концерна "Укрпроминвест". К тому времени автобус впитал в себя современные мировые технические достижения в автомобилестроении.Автобус полностью соответствовал правилам ЕЭК ООН № 36 и ГОСТу 27815-88, которым должен соответствовать общественный транспорт.

12 ноября 2000 ОАО «ЧАРЗ» был переименован в ОАО «Черкасский автобус». Планировалось достичь производственной мощности завода 500 автобусов в год, с этой целью в начале 2002г.был разработан новый план реконструкции предприятия, реализация которого позволила в течение 2-х лет достичь производственной мощности - 500 автобусов в год. С мая по декабрь 2002 г. был выполнен первый этап реконструкции завода: введена в действие новый окрасочно-сушильный участок и цех стеклопластика. Красильный участок имеет в своем составе 4 окрасочно-сушильные камеры и 4 места подготовки. Окрасочно-сушильные камеры фирмы SMAYTL (Польша) - сухого типа, теплоноситель - дизельное топливо, длина камер - 13 м, температура сушки - (+60 ° С).Места подготовки и окраски оборудованы приточно - вытяжной вентиляцией с подогревом воздуха теплогенераторами SMAYTL. Производительность малярного участка поднялась с 1 до 4 кузовов в смену. Заново построен цех стеклопластика который занимает площадь 1536 м2 и позволяет делать 1500 комплектов деталей автобусов «Богдан» в год. Цех оборудован приточно - вытяжной вентиляцией. Комплекс оборудования «KLIMA» (Польша) позволяет поддерживать постоянную рабочую температуру в цехе +20°С. Изготовление деталей производится методами контактной машинной формовки на базе американского оборудования МVР.

В течение 2003 года на предприятии собственными силами была разработана и поставлена на производство новая модель автобуса малого городского модели А092.при изготовлении этой модели были учтены все недостатки, выявленные эксплуатацией автобусов предыдущей модели А091. Начиная со второго полугодия 2005 года, завод прекратил производство автобусов А091 и полностью перешел на выпуск автобусов А092.

Сейчас создано несколько модификаций автобуса А-092: А-092, А09201, А09202, А09204, А0921, А09211, А09212, А09214, перевозочный рентгено-флюорографический кабинет "Квант", горноспасательный автобус, «Школьный» автобус.

Конструкция и технология производства автобусов постоянно совершенствуется, внедряются мероприятия по снижению трудоемкости производства, себестоимости, повышение качества продукции.

В течение 1999-2006 годов произошло комплексное переоснащение производства: построен новый красящую участок, цех стеклопластика, новый сварочный цех, проведена реконструкция производственных помещений, газификаця, приобретено новое оборудование. Это положительно отразилось на темпах роста производства, приведеных в таблице.

Объемы производства

Рік

Объем производства

автобусы, штук

Грузовые автомобили, штук

1999

3

-

2000

39

-

2001

194

-

2002

467

-

2003

1234

-

2004

1125

63

2005

2008

160

2006

2561

255

2007

2692

271

2008

2683

1003

В 2009 году в связи с кризисным состоянием экономики Украины объемы производства сократились до 455 автобусов. Несмотря на финансовые сложности, возникшие из-за падения спроса на продукцию вследствие роста цен на импортные комплектующие, сворачивание кредитования покупателей со стороны банков и удорожание процентных ставок, предприятию удалось сохранить свой производственный потенциал и создать предпосылки для выхода из кризиса. Уже в 2010 году было произведено 733 автобуса, что в 1,6 раза больше 2009. В 2011 году произведено 828 автобусов. К 2015 г. планируется выйти на оптимальный уровень производства докризисных лет.

Сосредоточив усилия на производстве автобусов, завод отказался от производства другой продукции (автомобильные прицепы, переоборудование автомобилей и автобусов), передав их производство родственным структурам. Именно поэтому, в 2000 году ОАО "Черкасский авторемонтный завод" сменил название на ОАО "Черкасский автобус" (с 2010 года ОАО «Черкасский автобус»).

На ПАТ "Черкасский автобус" действует сертифицированная система менеджмента качества, построенная в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9001(международный сертификат TNO Sertification BV(Нидерланды) № S - 10-10-612 и национальный сертификат УкрСЕПРО № UA 2.026.054-3710).